СУЛТАНМАХМУТ ТОРАЙГЫРОВ
(1893-1920)
Султанмахмут Торайгыров родился 28 октября 1893 года в Баян-Аульском районе (ныне Павлодарская область) в семье скотовода. Отец, бедный кочевник, был человеком трудолюбивым, знал гра-моту. Мать умерла, когда будущему поэту было всего год. Он полной чашей испил сиротскую долю, безрадостное детство, полуголодного существование - и то что видел Султанмахмут. Грамоте мальчик научился у отца, затем (1302-1907) учился у муллы.
Султанмахмут был пытлив и любознателен. Страстная жажда познания гонит его в далекую Баян-Аул, где он учится в духовной школе-медресе . В конце 1912 года Султанмахмут приезжает в Троицк, где поступает а мусульманскую духовную школу, самостоятельно изучает основы наук, решает овладеть русским языком, с восторгом читает Пушкина, Лермонтова, Крылова. Новый мир открывается перед его глазами, и Султамахмут начинает понимать много, о чем раньше не имел представления. В стихотворении "Что " цель в учении?" (1914) поэт сравнивает знание с ''солнечным светом".
В июле 1913 года Султанмахмут вынужден оставить учение. Лишения и голод подорвали здоровье - он заболевает туберкулезом и едет в аул, где обучает детей. Страстное желание учиться мучит его, и он, больной, вскоре снова в Троицке, где становится одним из ведущих сотрудников известного прогрессивного журнала "Айкап". Статьи, стихи Торайгырова отличаются глубиной суждений, честностью, демократизмом, остротой и художественностью. Его произведения полны оптимизма, и не верится, что они написаны тяжелобольным юношей. Литературная деятельность С. Торайгырова началась в трудные годы, наступившие после поражения первой русской революции, но он не устает пропагандировать науку и просвещение (стихотворения "Религия", "Учение," "Слепой монах", "Сярыбас" и др.). Хорошо понимая, как необходимы простым людям знания, С. Торайгыров намеревался открыть школу для детей бедняков, собирал средства, разъезжая по богатым аулам. Надежды не осуществились: степные толстосумы, в том числе и его зажиточные сородичи, категорически отказались помочь юноше в осуществлении его идеи.
В годы работы в "Айкапе" (1913-1914) Торайгыровым был написан, кроме стихотворений и рассказов, ряд критических статей (из которых наиболее значительны: "0 казахских сборниках стихов", "Песни и их исполнители", "Система обучения казахов") о необходимости совершенствования системы обучения. В те - же годы С. Торайгыров закончил свой первый роман "Камар-сулу ("Красавица Камар"), где разоблачает нравы родовых воротил, выступает за эмансипацию женщин.
1916 год проходит в работе над вторым романом в стихах "Кто виноват?". Сочувствием жертвам феодально-патриархального уклада, людям, безжалостно изуродованным жестоким произволом, пронизаны страницы романа, разоблачаются конкретные виновники бедствий людей - сильные мира сего. Смысл своей жизни Торайгыров видел в просвещении родного народа, в освобождении его от духовного и социально-политического газета. Он ненавидел невежество и темноту, духовно уродовавшие людей мечтал о свободной жизни, напряженно, порою мучительно искал пути преобразования кочевого аула. Путь к социально-экономическому развитию страны и культуры лежит через просвещение, так думал он, и ему хотелось, чтобы всем было хорошо, но как?
В поисках истины одаренный юноша стал знакомиться с социально-политической, философской литературой - ему так необходимо было разобраться в сложных вопросах современности, чтобы найти свое место в общей борьбе. Многие произведения, полные оптимизма, веры в будущее Родины, созданы Торайгыровым именно в последние годы жизни, когда тяжелая болезнь приковала его к постели.
Прочитать его стихотворения СУХОЕ ДЕРЕВО и др.
Аймаутов Жусупбек Аманжолов Касым Ауэзов Мухтар
Байтурсынов Ахмет Дулатов Мыржакып Есенберлин Ильяс
Жумабаев Магжан Жансугуров Ильяс Майлин Бейбет
Молдагалиев Жубан Муканов Сабит Мусрепов Габит
Мустафин Габиден Сейфулин Сакен Торайгыров Султанмахмут