ГАБИДЕН МУСТАФИН

(1902-1985)

        Творчество Габидена Мустафина, пожалуй, с наибольшим драматизмом отразило в себе судьбу таланта советской эпохи. С одной стороны, автор пяти романов, охватывающих полувековую жизнь казахского народа, где немало ярких картин, верных наблюдений, интереснейших образов, с другой,- путы заданности и идеологизированности. 

        Габиден Мустафин родился в местечке Сартобе, на берегу реки Нура (Карагандинская область), Детские годы Габидена прошли в родном ауле. Когда мальчику исполнилось десять лет, он научился грамоте у аульного муллы. В 1916 году в частном порядке Габиден берет уроки русского языка, затем поступает в русско-казахскую школу при Спасском заводе. В 1918-1925 гг. он работает в различных учреждениях. С 1925 года Мустафин выступает с заметками, фельетонами и рассказами. 

        Перед глазами юноши стоял пример светлой личности С. Сейфуллина, его вдохновенность и страсть. Эстетические и литературно-художественные взгляды Мустафина сформировались в эти годы под влиянием новых веяний в общественной жизни и литературе - он почти сразу нащупывает главную тему своей жизни - человек труда, его духовный и нравственный мир. 

        В ранних рассказах ("Ер-Шоин", "Хитрость Шагатая" и др.) Мустафин стремится осознать социальную сущность происходящих в 20-е годы в ауле столкновений и противоречий. Юноша безраздельно отдает свои симпатии униженным и оскорбленным в традициях гуманистов мировой литературы, тем более что жизнь он знал не по книгам, а, что называется, "в натуре", непосредственно. 

        В этом плане наибольший интерес представляет рассказ "Ер-Шоин" (1929). Трудная, полная лишений жизнь выпала на долю табунщика Ер-Шоина. Из года в год накапливались в нем боль и гаев за оскорбления, наносимые хозяином табунов Куржиком. Сердцем чуял батрак, что не должно быть так, что когда-нибудь все должно измениться. Где-то распалялись страсти, кто-то гневно выступал против несправедливости, Жизнь табунщика, однако, не менялась: та же стужа, та же жара, полуголодное существование. Но одно обстоятельство крепко подействовало на Ер-Шоина. По ложному обвинению приспешники Куржика засадили за решетку младшего брата Ер-Шоина, Булата. Табунщик чувствует, что надо что-то предпринимать, нельзя быть безгласным рабом обстоятельств. 

        Вскоре после этого Мустафин, будучи уже автором ряда произведений, несколько лет работает в карагандинской шахте. Этот шаг талантливого писателя был результатом серьезных раздумий и оказал серьезное влияние на его творчество. 

        После шахты Габиден работает в газетах и журналах. 8 тридцатые годы он пишет рассказы и пьесы, которые свидетельствуют о расширении круга его интересов: к "крестьянской" тематике прибавляется и "рабочая". 

        Так, в рассказе "Чудеса великана" (1934) писатель рассказывает о сталелитейном заводе Западной Сибири. Перед глазами читателя развертывается картина современного промышленного производства: доменные печи, дышащие огнем, прокатные станы, тысячи рабочих, управляющих сложной техникой. Романтика индустриального труда - вот что интересует писателя. 

        В 1941 году появляется рассказ "Жизнь и смерть", впоследствии легший в основу известного романа "Караганда". 

        Один за другим издаются романы и повести "Шиганак Берсиев" (1945), "Миллионер" (1948), "Караганда" (1952) и, наконец, "После бури" (1959). "Миллионер" и "Караганда" переведены на многие иностранные языки.


Аймаутов Жусупбек                                 Аманжолов Касым                               Ауэзов Мухтар 

Байтурсынов Ахмет                                Дулатов Мыржакып                          Есенберлин Ильяс  

Жумабаев Магжан                                    Жансугуров Ильяс                                       Майлин Бейбет

Молдагалиев Жубан                                  Муканов Сабит                                   Мусрепов Габит

Мустафин Габиден                                    Сейфулин Сакен               Торайгыров Султанмахмут


Сайт управляется системой uCoz